КРУГЛЫЙ СТОЛ '20

Конспект 1 части круглого стола "Онлайн-архивы и коллекции медиаискусства" 

Вим ван дер Плас

Соучредитель и хранитель архива Международного симпозиума электронных искусств ISEA. Архивирование «кочующего» международного события электронного искусства.

2. van der Plas_2 New-ISEA-Archive_1.jpg
1. van der Plas_1 Classic-ISEA-Archive.j

Международный симпозиум электронного искусства (ISEA) был основан в 1988 году Вимом ван дер Пласом — социологом, интересующимся отношениями между искусством и наукой, и Тео Хеспером — специалистом в области теории вычислительных систем. В отличие от фестиваля искусств Ars Electronica, ISEA задумывался как академическое мероприятие. Его главная особенность — кочующий характер: каждый год симпозиум проходит в новом городе, и его организацией занимается новая команда. Поэтому организаторы всякий раз находят новые источники финансирования за счет субсидий и взносов за участие. 

Координирующая организация (ISEA International) не имеет финансирования, за исключением гонорара, который им платит каждый симпозиум: комиссия по отбору и архивисты работают на общественных началах. Основным недостатком «кочевничества» является то, что систематический сбор материалов симпозиумов в ISEA никогда не велся. В 2006 году Фонд Мондриана (Нидерланды) выделил средства на создание онлайн-архива ISEA, существующего в настоящее время в двух версиях: классическая версия архива, созданная Вимом ван дер Пласом на веб-странице Wordpress и новая версия, которую курируют Бонни Митчелл и Ян Серлман при содействии студентов и волонтеров. 

Майкл Мондриа

Управляющий директор Ars Electronica Solutions. Перенастройка архива.

Центр современного искусства Ars Electronica был основан в 1979 году и по сей день сохраняет фокус своего первоначального интереса: взаимодействие технологий, искусства и общества. За более чем четыре десятилетия он развился в зонтичную организацию, занимающуюся Фразличными аспектами этого взаимодействия: фестиваль Ars Electronica, премия Ars Electronica, Лаборатория будущего, Архив, Ars Electronica Solutions — подразделение, объединяющее технологическое искусство и бизнес.

Фестиваль Ars Electronica проходит в Линце ежегодно, на четыре дня собирая художников и ученых со всего мира, чтобы обсудить и сформировать видение того, как будут развиваться технологии в ближайшие 10–15 лет. Каждый год в нем принимают участие около 1600 художников и более 10 000 зрителей.

Архив Ars Electronica физически хранит документацию произведений медиа-искусства, представленных на фестивале, и широкий спектр дополнительных данных, за исключением программного обеспечения. С 2001 года материальный архив постепенно оцифровывается. Цифровой архив Ars Electronica доступен для исследователей по специальному запросу от университетов и других академических учреждений. Только часть этой внутренней цифровой коллекции доступна онлайн.  Отбор материалов производится куратором, коллекция демонстрирует проекты-победители Премии Ars Electronica с 1987 по 2020 год.

Фестиваль Ars Electronica проходит в Линце ежегодно, на четыре дня собирая художников и ученых со всего мира, чтобы обсудить и сформировать видение того, как будут развиваться технологии в ближайшие 10–15 лет. Каждый год в нем принимают участие около 1600 художников и более 10 000 зрителей.

Янина Пруденко и Антон Лапов

Янина Пруденко - кандидат философских наук, независимый исследователь и куратор, основатель и куратор Открытого архива украинского медиаискусства. Антон Лапов, художник, независимый куратор и музеолог, сокуратор Открытого архива украинского медиаискусства. 

Фестиваль Ars Electronica проходит в Линце ежегодно, на четыре дня собирая художников и ученых со всего мира, чтобы обсудить и сформировать видение того, как будут развиваться технологии в ближайшие 10–15 лет. Каждый год в нем принимают участие около 1600 художников и более 10 000 зрителей.

Несмотря на отсутствие в Украине институций медиаискусства, его история восходит к 1990-м годам. История его раннего периода долгое время существовала в форме анекдотов и в виде визуальных свидетельств на видеокассетах.

В 2008 году Янина Пруденко провела серию интервью с художниками и кураторами, работавшими в начале 1990-х годов. Интерес к новым медиа возник с распадом СССР, когда идеология перестала диктовать украинским художникам допустимые темы и техники создания искусства. Они с азартом перенимали видеотехнологии, привезенные с Запада. 

В середине 1990-х годов в Киеве и Одессе открылись Центры современного искусства фонда Джорджа Сороса. Они взрастили первое поколение украинских цифровых художников, организуя семинары, фестивали и выставки. Этот период можно было бы назвать «искусственным оплодотворением»: когда в начале 2000-х годов Фонд Сороса свернул свою деятельность, Украина не смогла поддерживать развитие технологичного (а значит и сложного в создании и экспонировании) искусства. Новый этап начался в конце 2000-х, когда выросло новое поколение «цифровых аборигенов». Такой разрыв между поколениями можно объяснить отсутствием образовательных программ по медиаискусству в государственных школах, колледжах и академиях искусства. 

Открытый архив украинского медиаискусства — это независимый исследовательский проект. В 2013 году архив получил неправительственный грант для создания веб-сайта.

Антон Лапов сделал акцент на методологических особенностях исследования украинского медиаарта, который в международном контексте традиционно легитимизируется через историю экспансии центров современного искусства Фонда Сороса на постсоветском пространстве. В частности он рассматривает эту проблематику через три взаимосвязанные оптики: а) культурной и интеллектуальной (само)колонизации, б) вопросов категориальной дефиниции технологического творчества и в) вопроса о методики исследования феноменов «периферийных» художественных практик. Архив для Лапова является пространством поиска ответов на вопросы соответствующие указанным выше аспектам: а) «Что такое украинское медиаискусство?», б) «Что есть медиаискусство?», в) «Что есть искусство?».

Родриго Гузман Серрано

Саунд художник, аспирант Школы творческих медиа, Городской университет Гонконга. Документирование и архивирование цифрового искусства и посвященных искусству интернет ресурсов: две модели. 

Первая часть доклада посвящена веб-архивированию в Нью-Йоркском консорциуме ресурсов об искусстве. NYARC состоит из исследовательских библиотек и архивов трех ведущих художественных музеев Нью-Йорка: частная коллекция Фрика, Бруклинский музей и MoMA. Веб-архивирование осуществляется с помощью программного обеспечения Archive-It и направлено на создание 10-ти коллекций, тематических и институциональных.

Онлайн-контент важно «собирать» для того, чтобы зафиксировать сдвиги в производстве контента, сохранить уникальный интерактивный контент, существующий только в Интернете, и дать возможность оставлять на него библиографические ссылки.

В качестве примера Р. Гузман-Серрано подробно рассматривает процесс архивирования онлайн-контента сайта moma.org, основными проблемами которого были вопросы технологий: например, сохранение флэш-контента и автоматизированное сохранение, которое зачастую дает неполную картину. Для исследовательских целей важно, чтобы архивирование выполнял человек. 

Вторая часть доклада посвящена Архиву цифрового искусства (ADA, ранее известный как База данных виртуального искусства). Основанный в 1999 году Оливером Грау, он является одним из старейших архивов в своей области. Три его основных компонента — это институциональные профили, профили произведений искусства и личные профили художников. Архив похож на социальную сеть, так как художники сами вносят данные на свои страницы, и сам по себе он является документом истории искусства.

Дискуссия

 

Вопрос (всем): Какова ваша личная мотивация в сохранении архива? 

Ответы. Вим ван дер Плас: Исследователи и студенты, изучающие искусство.

Майкл Мондриа: сохранение и спасение цифровых произведений искусства, идей, инноваций и творческого наследия прошлого; медиа-искусство — это барометр, отражающий тенденции и статус технологий. Антон Лапов: архивирование — это пространство для дискуссии. Родриго Гузман Серрано: легитимация исследовательского поля цифровых художественных практик; способ написания истории.

В (к Р. Гузману Серрано и всем остальным): Как вы отслеживаете количество посетителей? Каково среднемесячное количество посетителей?

О. Р. Гузман-Серрано: Программное обеспечение ADA не отслеживает посетителей автоматически. Поскольку это академический проект и исследовательский инструмент, отслеживание посетителей не является приоритетом.

В. ван дер Плас: Статистика доступна на сайте: около 2000 уникальных посещений в месяц при том, что пиар-кампания архива ни разу не проводилась. Оливер Грау (ADA) выступил с инициативой установить связи между ADA, ISEA, Ars Electronica и SYGGRAPH. Сеть этих архивов впоследствии сможет подключать и другие архивы.

М. Мондриа: Статистика онлайн-сегмента архива доступна на сайте, но большая его часть недоступна онлайн.

Ю. Пруденко: Статистика доступна на сервере, к ней нет доступа пользователей. Аудитория страницы в Facebook составляет 3354 подписчика.

В (к В. ван дер Пласу): Какие личные данные вы считаете актуальными для художников и ученых? Сохраняете ли вы одинаковую структуру анкет для всех участников?

О: ISEA собирает биографии, предоставленные самими художниками. В новой версии архива художникам приписывается тот вид искусства, которым они занимаются (например, био-арт, роботизированное искусство и т. д.), но В. ван дер Плас не считает правильным
«распределять людей по коробкам».

В (к В. ван дер Пласу): Как организован процесс подготовки материала для каталога?

О: Поскольку ISEA — это кочующий симпозиум, он каждый раз организуется новой группой людей, и они делают это по-своему. Стандартного способа составления каталога не существует. Как правило, он составляется на основе заявок, представленных к академической и художественной частям программы.

В (к М. Мондриа): Хранит ли архив программное обеспечение произведений медиаискусства, и если да, то как организовано хранение?

О: Программное обеспечение художественного произведения не включается в архив. Архив детально документирует произведение вместе с художником, но не хранит код как таковой. Архив не предназначен для воссоздания произведения искусства таким, каким оно было.

В (к Я. Пруденко и А. Лапову): Каковы ваши планы по развитию архива? Ищете ли Вы средства для расширения в будущем?

О: В ближайшие годы ожидается открытие первой в Украине институции современного искусства. Создатели архива выражают надежду, что их волонтерский проект станет частью этого музея. Хотя в стране есть возможности для получения европейских исследовательских грантов, государственное финансирование очень важно для устойчивого развития долгосрочных проектов, таких как архив. В данный момент они работают над совместным проектом с инициативной группой, занимающейся созданием Музея современного искусства в Киеве.

В (к Р. Гузману Серрано): Как ADA модерирует страницы, заполняемые художниками?

О: Есть несколько способов модерации. Любой может подать заявку, но не каждый может получить доступ к пополнению архива. Во-первых, существует отборочная комиссия. Другой способ фильтрации заключается в том, что есть заранее заданный набор ключевых слов и тэгов, которыми художник может маркировать свое произведение. Кроме того, после внесения данных следует этап редактуры.

В (к В. ван дер Пласу и М. Мондриа): Храните ли вы отклоненные заявки на участие в симпозиуме и фестивале?

В. ван дер Плас: Первые два и седьмой симпозиумы проходили в Нидерландах, и он долго хранил материалы, но в какой-то момент пришлось их выбросить. Что же до остальных 23-х симпозуимов, никогда не существовало никаких правил о необходимости хранить материалы. Не все организаторы смогли сохранить их, на это нет средств. Архив ISEA по большей части представляет собой реконструкцию фактов прошлого, и исследователи постоянно ищут информацию и документацию работ, представленных на заре истории ISEA. Тот факт, что эти материалы не архивировались систематически, представляет собой проблему.

М. Мондриа: Все материалы, представленные к Премии Ars Electronica, хранятся в той или иной степени. В онлайн-архиве вы можете найти только 10 проектов, получивших награды в определенных категориях, еще сотни проектов хранятся в архиве, но не доступны онлайн.

 

Материал подготовила Софья Абашева